Что такое SEO?
Поиско́вая оптимиза́ция (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определённым запросам пользователей, с целью увеличения сетевого трафика (для информационных ресурсов) и потенциальных клиентов (для коммерческих ресурсов) и последующей монетизации (получение дохода) этого трафика.
Обычно, чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость целевого посетителя с учётом времени вывода сайта на указанные позиции и конверсии сайта.
Краткий экскурс в историю
Как развивалась поисковая оптимизация:
- Спам ключевыми словами в скрытых блоках
- Спам ключевыми словами
- Ссылочный спам
- Спам поведенческими факторами
- Улучшение сайта и семантический охват
Знаковые события и изменения алгоритмов поисковой системы Яндекс:
17 ноября 2009 – Снежинск и машинное обучение. Здесь был впервые применён новый алгоритм MatrixNet, который значительно улучшил качество выдачи. Машинное обучение позволило в разы увеличить количество параметров, учитываемых при ранжировании.
2009-2010 – Алгоритм поискового ранжирования Обнинск – появляется геозависимость.
2014 – Отмена ссылок. Алгоритмы компании «Яндекс» перестали учитывать ссылки в ранжировании по коммерческим запросам.
2015 — Минусинск. Этот алгоритм был разработан для борьбы с SEO-ссылками (ссылки, созданные для того чтобы повлиять на поисковую выдачу). Сайт, на котором обнаруживался подобный инструмент продвижения, ограничивался в ранжировании на срок от одного до нескольких месяцев.
2017 — Баден-Баден. Изменение призвано убрать с сайтов мусорные тексты и лишний спам. Поисковая система теперь определяет часто повторяющиеся слова и нерукописный текст, а также уменьшает вес таких страниц.
2017 — Королёв. Усовершенствованный алгоритм, который помимо «тайтла» теперь может анализировать всю страницу целиком, одновременно с её индексацией. Благодаря машинному обучению поиск учитывает не только сам запрос, но и смысловые связи. Это очень хорошо работает на примере низкочастотных запросов, с многословной, часто уникальной формулировкой.
Принцип работы и особенности поисковых машин
Как работает поисковой движок:
- Сбор данных
- Индексирование
- Ранжирование
У Яндекса используется система «апдейтов». Это когда информация в выдаче постепенно дополняется новыми данными. В зависимости от типа данных определяется через какое время сделать «апдейт».
У Гугл изменения появляются в реальном времени.
Неоднозначность выдачи.
Персонализация. Однорукий бандит
Персонализация — каждый пользователь видит
индивидуальный результат.
Однорукий бандит (в Яндекс) — подмешивает в ТОП новые результаты.
СПЕКТР — подмешивает в выдачу другие интенты заданного запроса (про интент подробно ниже).
Плюсы и минусы SEO
- Нет оплаты за каждый клик
- Огромный охват
- Длительность эффекта
- Инертность
- Усложненная региональность
- Зависимость от алгоритмов
- Трудоемко
- Отсутствует сформированный спрос
- Необходима срочность
Основные факторы ранжирования
- Текстовые
- Ссылочные
- Поведенческие
- Коммерческие
- Доменные
- Социальные
- Брендовые
- Технические
Метатеги
Title — используется для обозначения заголовка страницы. При помощи этого тега мы сообщаем поисковым системам что содержит конкрето эта веб-страница (как можно короче).
Description — это мета описание страницы. Невидим для глаз обычного пользователя, но влияет на формирование сниппета при поисковой выдаче.
Keywords — список ключевых слов, релевантных конкретно для каждой страницы. Поисковые системы могут учитывать эти слова при индексации страницы.
Терминология
Поведенческие факторы (ПФ) -такие действия пользователей на сайте, как время пребывания, количество просмотренных страниц, регистрация, добавление в закладки, клики на ссылки и т.д. Сегодня поисковые системы обращают внимание на поведенческие факторы, поэтому оптимизаторы учитывают их при работе над сайтом.
Индексирование в поисковых системах (веб-индексирование) — процесс добавления сведений (о сайте) роботом поисковой машины в базу данных, впоследствии использующуюся для (полнотекстового) поиска информации на проиндексированных сайтах.
В сведениях о сайте чаще всего входят ключевые слова (алгоритм определения ключевых слов зависит от поисковой системы), статьи, ссылки, документы. Также могут индексироваться изображения, аудио и т. д. Существуют некоторые ограничения на типы индексируемых данных (javascript, flash файлы).
Интент — потребность пользователя, которую он хочет решить с помощью сайтов, ссылки на которые показываются на странице результатов поиска по определенному запросу. User Intent – намерение пользователя – конкретная
цель пользователя, с которой он ввел запрос в поисковую систему. Намерение пользователя не исчерпывается поисковым запросом.
Так, запрос «пицца» может означать, что пользователь хочет:
- узнать, что такое пицца
- историю блюда
- узнать рецепт пиццы
- заказать пиццу
Поисковый запрос — это одно или несколько слов, которые вводятся пользователем в поисковой системе с целью получения интересующей информации. Как правило, в запросе может содержаться проблема, название определенного товара, услуги, сервиса, конкретного сайта.
Семантическое ядро (СЯ) — грамотно составленный список слов и словосочетаний, характеризующий деятельность сайта или компании. На семантическом ядре держится вся поисковая оптимизация. Отталкиваясь от ядра, вебмастер составляет контент, СЯ может дополняться новыми словами или, наоборот, из него могут удаляться ненужные словосочетания.
Семантическое ядро имеет центральное ключевое слово, а все остальные ключевые слова в нём ранжируются по мере убывания частоты совместного использования с центральным запросом в общей коллекции документов. Таким образом, семантическое ядро представляется в виде семантического графа, где длины его ребер обратно пропорциональны частоте совместного упоминания.
Частота запроса — все запросы, набранные пользователем в виде ключевого слова или фразы за фиксированный временной период. Запросы могут быть низкочастотными, среднечастотными и высокочастотными.
Без знания точной частоты запроса невозможно подобрать ключевые слова и скомпоновать семантическое ядро. Без представления о самых распространенных запросах невозможно продвигать сайт.
Необходимую информацию о частоте запроса можно найти, обратившись к специальным сервисам статистики.
Кластеризация семантического ядра — это разделение множества разнородных запросов на группы по смыслу по некоторым принципам.
Кластеризация является важной частью работы над семантическим ядром. Ей предшествует сбор и/или расширение семантического ядра. После кластеризации фразы из одного кластера распределяют по различным частям веб-страницы.
Внешняя ссылка — когда один сайт ссылается на другой. Внешние ссылки бывают входящими или исходящими. Первый вариант — когда ссылка на внешнем сайте ведет на ваш ресурс, второй — если ваш ресурс, наоборот, ссылается на какую-то внешнюю веб- траницу.
Количество и качество внешних входящих (обратных) ссылок влияет на позиции веб-ресурсов при ранжировании поисковой выдачи. В то же время исходящие ссылки нежелательны для сайтов, которые продвигаются методами SEO, поскольку они передают часть их собственного веса, что негативно сказывается на их рейтинге.
Внутренние ссылки — это гиперссылки, которые ведут на другие страницы одного и того же сайта. В совокупности составляют ссылочный граф ресурса.
Ссылки помогают формировать вес различных страниц сайта, для чего переходы устанавливаются на самые значимые материалы или разделы. Такие манипуляции
составляют важную часть внутренней оптимизации сайта и называются внутренней перелинковкой.
Еще одна цель расстановки внутренних ссылок — повышение удобства навигации для пользователя,
облегчение и ускорение доступа в любой раздел или к любой статье ресурса.
ЧПУ (сокр. от человекопонятный урл, калька с англ. Friendly URL) — легко узнаваемый адрес. Пользователь приблизительно понимает, что на сайте, так как строение адреса максимально приближено к расположению строк в файловой системе.
Использование ЧПУ положительно влияет на поисковое продвижение сайтов, если в URL используются ключевые слова. Также при переходе с бессмысленных URL на ЧПУ наблюдается улучшение поведенческих факторов: уменьшается показатель отказов из-за того, что пользователи при просмотре результатов поиска уже знают, чего им стоит ожидать от сайта, который будет выбран для ознакомления.
Термин LSI (латентно-семантическое индексирование) — стал звучать в лексике оптимизаторов с запуском Google алгоритма «Панда» и алгоритма «Колибри». В связи с этим возникли термины LSI-фразы и LSI-копирайтинг. Они подразумевают расширение основного запроса, а именно: поиск его синонимов и сопутствующих тематических слов (латентных, то есть неочевидных ключей) и написание на их основе качественного материала. Цель этих действий — дать пользователю наиболее полный ответ на запрос, представить текст в удобочитаемом виде.
Ранжирование — это когда поисковик ставит один сайт выше, а другой ниже. Это определение порядка согласно рангу, авторитету, респектабельности или релевантности, если речь идет о сайте.
Ранжирование — это процесс, результат которого пользователь видит, получая ответ поисковой системы на свой вопрос. Система получает и обрабатывает запрос, сортирует все, имеющиеся в своей базе данные, то есть производит ранжирование, и выдает результат.
Анкор (перев. с англ. anchor) — часть ссылки, находящаяся между открывающим тегом «a» и закрывающим тегом «/a».
Ссылками пронизан весь Интернет — они объединяют между собой все сайты. Прописываются они следующим образом: «<a href="адрес">текст ссылки</a>
» . Выделенное словосочетание и есть анкор.
Парсинг — автоматическое исследование страниц сайта парсером, определенной программой или скриптом.
Цель парсинга — собрать данные со страниц ресурса, которые затем можно использовать. Чаще всего парсинг используют недобросовестные вебмастера, которые воруют контент с других сайтов и размещают его у себя.
Домен сайта — это название ресурса. Технически можно зайти и по IP-адресу – последовательности цифр, разделенных точками. Но доменное имя гораздо проще запомнить и удобнее использовать. Оно помогает делать сайт доступным по одному адресу даже при смене хостинга. Доменное имя уникально и состоит из нескольких зон.
Поддомен — часть домена более низкого уровня или доменного имени, который обычно указывает на раздел интернет-ресурса.
Например, forum.searchengines.ru является поддоменом searchengines.ru. Зарегистрировать поддомен можно при помощи любого платного или бесплатного хостинга.
Хостинг — площадка для расстановки информации на подключенном к Интернету сервере. В хостинг могут входить базы данных, хранилище файлов, почтовая корреспонденция и т.д.
Типологически хостинги делятся на:
- Облачные вычисления
- Облачные хранилища
- Колокации
- Виртуальные
- Выделенные
- VPS или VDS хостинги
Склейка — это 301 редирект, процесс объединения нескольких доменных имен. После его выполнения выделяется один, который будет ранжироваться поисковыми роботами – главное зеркало.
Редирект — автоматическая переадресация посетителей с одного ресурса на другой, также это скрипт, благодаря которому посетителя перенаправляют на другой ресурс. Пользователь вводит один адрес, а попадает на сайт с другим адресом.
Выдача (син. Серп, или SERP, сокр. от англ. Search Engines Result Page) — это страница с результатами поиска. При запросе в поисковую систему пользователю демонстрируется страница со структурно расположенными ссылками на страницы сайтов с необходимой информацией. Под ссылками располагается пара строк с описанием сайта, так называемый сниппет, на основании которого пользователь решает, перейти ему на данный сайт или нет.
Breadcrumbs или “Хлебные Крошки” — специфический модуль навигации по сайту, обычно размещаемый сразу под главной панелью и чуть выше заголовка статьи. Задача навигации Breadcrumbs — быстро вернуться к предыдущим просмотренным страницам.